Имеет ли право фгуп передавать в пользование свое имущество вне конкурса


Верховный суд разрешил передавать объекты ЖКХ в собственность без конкурса

ФАС увидела в этом предоставление муниципальной преференции в нарушение установленных правил – незаконную передачу муниципального имущества без торгов. Управлению предписали спорное муниципальное имущество вернуть.

Отстаивать свою позицию Управление отправилось в арбитраж. Позиции судов разошлись: две инстанции, и , отказали в заявленных требованиях и пришли к выводу, что ФАС и «Камчатскэнерго» правы, и антимонопольное законодательство нарушено. Суды руководствовались положениями ст. 28.1 Закона о теплоснабжении и ч.

1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, по которым переход прав владения и пользования в отношении государственного или муниципального имущества осуществляется по результатам проведения конкурса или аукциона. Кассация, , судебные акты отменила. Суд сослался на положения ГК и закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и обратила внимание, что к вопросам местного значения городского округа относится и организация электро- и теплоснабжения.

Предоставление государственного и муниципального имущества без проведения торгов

м и не превышает 10 процентов площади такого помещения, здания, строения или сооружения.

Нужно иметь в виду, что порядок заключения договоров аренды без проведения торгов, установленный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется на основании:

  1. Земельного кодекса РФ и Лесного кодекса РФ,
  2. Водного кодекса РФ,
  3. законодательства РФ о недрах и о концессионных соглашениях.

Это следует из части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Поэтому в таких случаях применяются специальные нормы. Так, если объектом договора аренды выступает земельный участок, то применяется специальный порядок заключения договора аренды земельного участка на торгах (ст. 38 Земельного кодекса РФ, Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утв.

Передача имущества в безвозмездное пользование

Объектом договора безвозмездного пользования может выступать имущество:

  1. закрепленное за бюджетными, казенными и автономными учреждениями на условиях оперативного управления.
  2. закрепленное за унитарными предприятиями на условиях оперативного управления;
  3. входящее в состав государственной казны;

Вышеназванное имущество может быть передано в безвозмездное пользование на основе результатов торгов/аукционов/конкурсов, проведенных в соответствии с Правилами проведения данных мероприятий на получение права на заключение договора аренды, договора безвозмездного пользования или доверительного управления государственным имуществом, а также иных соглашений о переходе права владения или пользования государственным или муниципальным имуществом (Приказ Федеральной антимонопольной службы России №67 от 10.02.2010).

Ссудодателями государственного имущества являются органы

Какие особенности имеет аренда государственного и муниципального имущества

А в марте 2013 года Пленум ВАС РФ разъяснил ряд спорных моментов в такой аренде.

В постановление Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 73

«Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды»

(далее – постановление № 73) были внесены дополнения постановлением Пленума ВАС РФ от 25 января 2013 г.

№ 13.С 1 марта 2015 года изменился порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в публичной собственности, поскольку вступили в силу поправки в Земельный кодекс РФ (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ

«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации; далее – Закон № 171-ФЗ»

). Торги (в т. ч. электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом (п.

Можно ли сдать в субаренду недвижимое муниципальное имущество?
4 ст. 447 ГК РФ). Основное различие состоит в том, что на аукционе состязание между участниками торгов проводится только по условию о цене.

Нужны ли торги?

Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Статья 6152. Арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем). Из изложенных положений закона следует, что: 1) Арендодателем, помимо собственника может выступать иное лицо, управомоченное законом сдавать имущество в аренду. Унитарное предприятие уполномоченно сдавть имущество с согласия собственника данного имущества.

2) Так как арендодателем является унитарное предприятие, то получать согласие на сдачу данного имущества в субаренду Вам необходимо именно у него, а не у собственника.

При этом согласно положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»: Статья 17.11. Заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, не закрепленного

Энциклопедия решений.

Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества

Критерием определения победителя торгов может быть в том числе размер платежа за право заключения договора безвозмездного пользования (, Порядка, письма ФАС России от 26.02.2009 N ИА/4770).

Вместе с тем Закона о защите конкуренции содержит перечень исключений, когда государственное и муниципальное имущество может быть передано в пользование без торгов.

Указанный в Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным, Водным, Лесным кодексами РФ, законодательством о недрах и о концессионных соглашениях, а также законодательством о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве ( Закона о защите конкуренции).

Передача государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям, не осуществляющим деятельность, приносящую доход, и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, может осуществляться без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом ( Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 02.06.2010).

Можно ли предоставить в безвозмездное пользование имущество мупам

К ним среди прочего относится предоставление имущества:- лицу, обладающему правом владения или пользования сетью инженерно-технического обеспечения, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;- лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенного на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данная льгота срабатывает только в том случае, если предоставление прав на государственное или муниципальное имущество предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения указанного контракта.

Инфо Движимым имуществом унитарное предприятие по общему правилу распоряжается самостоятельно (п. 2 ст. 295 ГК РФ)

Безвозмездное пользование

1 ст.

689 ГК РФ договор безвозмездного пользования предполагает передачу объекта в безвозмездное пользование одной стороной к другой (ссудодателем к ссудополучателю), последний, в свою очередь, принимает на себя обязательство по возврату предмета соглашения в том же состоянии, в каком он был получен с учетом естественного износа.

Объектом договора безвозмездного пользования может выступать имущество:

  1. закрепленное за бюджетными, казенными и автономными учреждениями на условиях оперативного управления.
  2. закрепленное за унитарными предприятиями на условиях оперативного управления;
  3. входящее в состав государственной казны;

Вышеназванное имущество может быть передано в безвозмездное пользование на основе результатов торгов/аукционов/конкурсов, проведенных в соответствии с Правилами проведения данных мероприятий на получение права на заключение договора аренды,

Верховный суд отстоял право муниципалитетов передавать имущество в МУПы без конкурсов

Рассмотрев жалобу УФАС и «Камчатскэнерго» по этому делу, судебная коллегия ВС по экономическим спорам пришла к выводу: закрепление государственного или муниципального имущества на праве хозведения не является преференцией. Согласно ст. 209 Гражданского кодекса, собственник вправе передавать другим лицам права владения, пользования и распоряжения имуществом. Кроме того, отмечает ВС, закон «О теплоснабжении», требуя передачи прав владения на государственные или муниципальные объекты теплоснабжения только по договорам аренды или концессионным соглашениям, «не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозведения».

ВС подчеркивает, что законодательство

«не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения»

за ГУПами и МУПами.